"Люди как боги", советская космическая опера

Взгляды Снегова и Земля ЛкБ, по статье «Памяти Севера Гансовского»
rayek
_radhruin
Заметки Снегова о биографии и творчестве Гансовского приоткрывают его собственные мысли о человечестве и о будущем, что может быть полезно для создания смыслового каркаса, а затем и обогащённого образа, его Земли ЛкБ, а заодно и других «цивилизаций, иллюстрирующих возможные пути развития», по выражению acantharia. Прошу создателей проекта экранизации не обижаться на размышления о том, какой эта экранизация могла бы стать: конечно, никто не может вам указывать, что и как делать. Но искушение подумать о возможностях и вариантах непреодолимо; да и вдруг вы прочтёте какие-то из записей сообщества и действительно найдёте среди высказанных здесь идей что-то новое и ценное?

Методическая ремарка: современная экранизация, да и любая экранизация, неизбежно изменит очень и очень многое в образах, наборе сцен и диалогов, даже в ходе событий. Хотя бы потому, что у кино свои выразительные средства; да и представления аудитории стали другими. В то же время, сохранение перекрёстной узнаваемости книги и фильма важно само по себе, поэтому некоторые из книжных реалий (не все) может оказаться лучшим оставить неизменными, даже когда они не слишком удачны для кино как такового. Возвращаюсь к статье о Гансовском…

Вначале очевидное — Снегов хорошо видел многие недостатки, изъяны и язвы советского общества в различные периоды его развития, начиная с 30-х годов. Называются: драконовские и несправедливые репрессии, болезненное и недоброе внимание к вопросам «национальности» (автоматически подразумевавшейся на основе этничности), избыточное чиновническое регулирование общественной жизни, суровая и узколобая цензура, унифицированная идеология, её «обязательность» (по крайней мере, в публичной жизни), обеднение процессов идейного обмена и развития, несвобода в целом, несвобода мысли особенно (в частности, подавление фантастики как художественного направления).

Земля ЛкБ — коммунистическая «утопия»Collapse )

Отличия Земли ЛкБ от ист.СССР выдают в Снегове грамотного марксистаCollapse )

Коллективное самоуправление, технократия, видимость меритократииCollapse )

Коммунистическое, а не просто «светлое» будущее; отсутствие идейного угараCollapse )

В кино-ЛкБ МОЖНО убрать коммунизм и сделать «утопическую современность», но…Collapse )

Литературный коммунизм in all but name: повесть Кори ДоктороуCollapse )

О слове «нет» и злоупотреблении понятием редукцииCollapse )

Второй уровень сложности: не только коммунизм, но и советская эстетикаCollapse )

Удачное место для приложения антисоветской критики: зловредыCollapse )

Наконец, отходя от этой больной, сложной и спорной темы, отмечу другие небезынтересные моменты статьи.

В ЛкБ Земля НЕ утратила вершин старой культуры за «неактуальностью»Collapse )

Национальность, точнее этничность, не определяет характеров землян ЛкБCollapse )

Отарки из «Дня гнева» — параллель с сервами/зловредамиCollapse )

Схема из повести «Часть этого мира» — образ для ужасов зловредских планет?Collapse )

Снегов не случайно описывает пейзажи и явления природы, их влияние на героевCollapse )

«Памяти Севера Гансовского»
rayek
_radhruin
Разбирая коллекцию, обнаружил статью Снегова о творчестве советского писателя-фантаста Севера Гансовского. Статья напечатана в сборнике «День гнева», куда вошли три произведения Гансовского: «Хозяин бухты», «Спасти декабра!» и «День гнева» (Москва, издательство «Молодая гвардия», 1991 г). Электронная версия сборника может быть найдена в Сети, статья там представлена.

У меня на диске статья присутствовала также в виде отдельного файла RTF. Источника не помню. Вероятно, наша группа, но — не нашёл. Я немного поработал над файлом — добавил название статьи и данные издания, стилистически обозначил подразделы и абзацные отступы, исправил графическую форму кавычек, восстановил букву «ё», кое-где проставил ударения, а также повсюду — неразрывный пробел перед тире (раньше встречался спорадически), многие дефисы сделал неразрывными, очень осторожно поправил пунктуацию; особенности авторской орфографии оставил как есть.

С неё начинаю выкладывать коллекцию

Экспресс на аннигиляторах Танева
Я
beldmit
1. Эли возмущался тем, что Вера не заказала для полёта на Плутон экспресс на аннигиляторах Танева.
2. Сверхсветовые полёты в окрестности Солнечной системы запрещены во избежание нарушения равновесия.
3. Аннигиляторы Танева - сверхсветовые двигатели.

Как распутать этот силлогизм?

Единственный приходящий в голову вариант — какой-то щадящий режим, когда корабль аннигилирует пространство перед собой и создаёт за собой, аннигилируя мусор. И вдали от всего ценного. Но всё равно с п.2. не бьётся, особенно учитывая аргумент, что возможность нарушения равновесия не опровергнута.

Дельфины, собаки и птицы — со слов Аллана
rayek
_radhruin
В продолжение записей о говорящих дельфинах и времени появления собак с дешифраторами.

В первых главах ГР мы узнаём, что для общения с собаками дешифраторы применяются уже давно, это нечто банальное:

— Во всем виноват дурацкий ДП-2! — гремел Аллан на всю улицу. Он всегда говорит очень громко. — Он, конечно, лучше наручных дешифраторов, те годятся лишь для бесед с собаками и птицами.

Видимо, говорящих дельфинов выводили не чтобы создать возможность общения, а чтобы облегчить его — или просто ради решения сложной научной задачи. Непонятно, отличается ли чем-то общение с Мизаром в КОВ от упоминаемой Алланом практики (более сложный дешифратор, генетически прокачанная особо умная собака?), но существенные различия вряд ли будут обнаружены. Конечно, «наручные дешифраторы» могли не подходить людям вроде Лусина из-за технической примитивности, неспособности уловить и передать человеческую мысль во всей её сложности (которая «собакам и птицам» и не нужна — не поймут); но ограничения на присутствие собак, подобных Мизару, в период событий ГР+ВвП, можно считать снятыми.

Связь с Охранительницей
Я
beldmit
А как, собственно, осуществляется общение с Охранительницей?

В имплант я не верю. В дешифратор-лайт непрерывного ношения верю,но с некоторым трудом. Усилители телепатических волн а-ля сотовые вышки?

К предыдущему: дельфины, собаки и Лусин
rayek
_radhruin
Продолжение размышлений о дельфинах и собаках, начатых здесь.

Если подумать, сам тот факт, что в ИЭФ тратили время и силы на создание говорящих дельфинов, указывает, что в то время никто не догадался надеть на дельфина дешифратор. Это вполне возможно: из рассказов Аллана видно, что дешифраторы – новая технология, созданная по заказу и для нужд звездолётчиков и Оры. Во время событий ГР она ещё только отлаживается. Поэтому биологи Земли могли о ней толком не знать; если задача в их проекте ставилась с акцентом на совершенствование методов генетического конструирования, а не «налаживания общения с земной биотой», Большая могла и не догадаться им подсказать (могла не понять, что проекты – смежные). Кроме того, работы над дельфинами уже завершились к началу ГР, а значит, немного предшествовали разработке дешифраторов. Само проведение таких работ указывает на отсутствие «собак с дешифраторами».

Первым человеком, опытно установившим пользу дешифраторов как «протеза» при нарушении функций речи, стал Лусин. Он как раз был биологом, специализирующимся по Земле и, как мы знаем, любил общаться со своими питомцами. Отсюда можно с высочайшей вероятностью принять, что именно он, лично, инициировал исследования по общению с высшими животными Земли посредством дешифраторов – после победы в Персее. Таким образом, в рамках «жёсткого» книжного канона «мизароподобные» персонажи в ГР+ВвП невозможны.

Ан нет. Аллан считает иначе.

Говорящий дельфин в роли астронавигатора возможен по-прежнему :-) Хотя, за недавним появлением первых таких дельфинов, первое назначение дельфина на такую должность может случиться прямо в сюжете «кино-ГР» (в ходе организации конференции на Оре – дельфина или нескольких могли включить в «делегацию» Земли; либо в ходе снаряжения экспедиции в Плеяды – впрочем, для последнего дельфин уже должен находиться на Оре) или «кино-ВвП» (в ходе постройки военного флота, создания Содружества, индустриализации Гиад, мобилизации ангелов etc).

Однако речевые проблемы Лусина, особенно их глубокая нерешённость (замыкающая его социальные контакты кругом людей, хорошо знающих его с детства – общаться с другими он в книге «не любил»), сами по себе очень трудно сохранить при «модернизации» сюжета, как справедливо указала vorona_n. В са́мом деле, современная педагогика уже адресуется таким проблемам; если в XXI веке – первом веке коммунистической эры – благодаря постепенному снятию социального угнетения и преодолению отчуждения труда произошло высвобождение творческих и созидательных сил человечества, то проблему решили бы раньше. Может, перекрыли бы какими-то паллиативами, но не через пять столетий, как предположил и показал Снегов, а МНОГО раньше. Адаптировать трудности Лусина к этому соображению крайне сложно, если вообще возможно. При отказе от сюжета с нерешёнными речевыми затруднениями Лусина отменяется половина изложенных выше причинно-следственных связей, и «мизароподобные персонажи» вновь становятся ВОЗМОЖНЫ в ГР+ВвП в рамках «мягкого» канона.

(no subject)
acantharia
acantharia
Оформление журнала изменено по просьбам участников. Жалобы и предложения принимаются :)

Об экранизации: 1-я и 2-я книги? Или все три? Собаки и дельфины
rayek
_radhruin
В данный момент не очень ясно, что именно намерены экранизировать elimeri, lenskiy_09 и esolovey. ЛКБ часто называют трилогией, но фактически это дилогия из двух «книг»:
  1. Галактическая разведка + Вторжение в Персей,
  2. Кольцо обратного времени.
И КОВ, надо сказать, очень сильно отличается от ГР+ВвП. Другие темы; больше детектива в закрытой комнате, философских размышлений, работы мысли — меньше перемещений между разными планетами, широких боевых действий или строительства, знакомств с новыми существами; постаревшие герои и частично сменившийся состав; совершенно иное настроение. Сделать захватывающий к/ф по КОВ должно быть много сложнее; между тем, если ГР и ВвП связаны неразрывно, то сюжет КОВ — отдельный, и проблемы в нём поднимаются другие.

Смею предположить, что в деле экранизации ЛКБ работа над ГР+ВвП неизбежно станет совершенно отдельной крупной задачей, после решения которой проект ещё не вдруг и возьмётся за КОВ. Конечно, съёмки КОВ могут быть проще и дешевле (ограниченная среда действия), но всё же начинать с КОВ вряд ли возможно — трудно было бы объяснить зрителям, «кто все эти люди». Наверняка проект начнётся с ГР+ВвП. В свете всего вышесказанного часть материала из КОВ может быть оправданно включить в к/ф по ГР+ВвП. Говорю в первую очередь о собаках.

Вспомним Мизара. Конечно, при прочтении всей трилогии представляется, что использовать дешифраторы для общения с высшими млекопитающими, врановыми и т.д. на Земле начали только после возвращения пленных с Золотой Планеты с их уникальным опытом — и отсюда совершенно новый уровень межвидового взаимодействия с земными «предразумными» ко времени КОВ. Однако! Уже в ГР, на первых страницах, сообщается о создании в Институте Новых Форм — говорящих (sic!) дельфинов. Вторая сигнальная система — это признак разумности, и едва ли человечество будущего может этого не сознавать.

Таким образом, общение с дельфинами как с разумным или полуразумным видом уже практикуется «ко времени наших событий». Зная это, нельзя исключать, что и с собаками тоже.  Такожде с обезьянами, медведями, волками, попугаями, во́ронами, крупными осьминогами etc.  В этой связи можно пошалить :-)

Снегов практически не использует шаблонные н/ф-решения в продумывании техносферы и быта землян. Вместе с тем, его собственные описания Земли довольно скудны, поэтому может быть оправдано внедрение в произведение каких-то новых особенностей этого быта, жизни и труда землян, отсутствующих в тексте, но гармонично сочетающихся с ним и не относящихся к н/ф-шаблону («гиперпространство», «бластеры» и «скорчеры», you name it).

В этой связи можно задуматься, не могут ли дельфины играть какую-то осмысленную роль в обществе и трудовой деятельности землян — и вспомнить запись acantharia о размере мозжечка дельфинов. Мозжечок управляет движением тела и ориентацией в пространстве; довольно очевидно, что в трёхмерном пространстве дельфины должны ориентироваться МНОГО лучше нас, медленно перемещающихся и прикованных к плоскости. Мозжечок дельфинов ОГРОМЕН, напоминая «третье полушарие мозга». Кроме того, мозг дельфинов никогда не спит весь сразу, что-нибудь да бодрствует. В этой связи разумные и/или говорящие дельфины могут значительно превосходить человека как навигаторы и пилоты космических кораблей, занимая эту профессиональную нишу почти эксклюзивно. Что позволило бы ввести в действие персонажа-дельфина. Идея, сколько я помню, принадлежит acantharia.

Безусловно, в книге такого нет (есть только Мизар, овчарка и участник второй экспедиции в Ядро), но это согласуется с общей атмосферой ЛКБ (мультивидовое сотрудничество) и отвечает задаче создания уникального (во всяком случае, для космической фантастики) колорита. Мизароподобный персонаж тоже может быть введён в первые книги, пытаться задрать проекцию Орлана (при его первом появлении), выть над телом Астра и в целом оттенять.

Продолжение: контраргументы и синтезис.

[Илл.: Дельфин из «Джонни-мнемоника»]

Ревизия старых записей о визуальных образах, философии ЛКБ и загадках сюжета
rayek
_radhruin
В свете недавних новостей решил составить «оглавление» различных материалов сообщества, которыми могут оказаться ценными в деле визуализации образов ЛКБ и лучшего понимания сюжетов, образов, движущих мотивов персонажей и тех идей, которые лежат в основе книги. Обнаружил, что за прошедшие годы здесь накоплено настоящее богатство; есть также и немало материалов по землянам — например, подробные хронологии и удивительное открытие изменённой даты нового года...

Разумеется, встречаются различные мысли и дискуссии. Так, здесь высказывалась мысль о безалаберности людей в ЛКБ и их невнимании к технике безопасности; но позже ЛКБ сравнивалась с «миром Ефремова» — и оказалось, что земляне ЛКБ ценят жизнь намного выше ефремовских людей, и куда осторожнее.

Также в сообществе сложился своего рода «вторичный канон», который может, при коротком изложении выводов, очень сильно удивить поклонников Снегова, не варившихся здесь эти несколько лет. Например, об эусоциальности и коллективном разуме галактов, о сложной интриге и давней подготовке оппозиционных сил, возглавляемых Орланом, об ошибочности впечатления адмирала Эли Гамазина о состоянии цивилизации галактов и военном положении в Персее, об истинном отношении галактов к сервам/зловредам etc. Совсем недавно появился краткий конспект важнейших элементов этого вторичного канона. Несмотря на некоторую неожиданность этих идей, среди них есть очень глубокие — и с высокой вероятностью воспроизводящие мысли Снегова верно. Не всегда их следует прямо озвучивать в фильме (ведь это не всегда делается в книгах), но передать их можно и непрямо, если сознавать. Да и язык кино всё-таки бывает обычно более откровенным, чем язык литературы. Есть среди популярных идей и такие, которые лично мне представляются скорее ошибочными (например — о том, что в начале или незадолго до начала коммунистической эры человечество ЛКБ прошло будто бы через грандиозную катастрофу, уничтожившую бо́льшую часть людей и огромные пласты прежней культуры). Крайне важно наблюдение о принципиальной тождественности мира ЛКБ (за вычетом встречи с галактами или зловредами как иными цивилизациями) с миром «Хрононавигаторов», детективов-физиков etc. Эти произведения могут служить источником сведений о «мире ЛКБ».

Стало ясно, что некоторые элементы сюжета ЛКБ может быть лучше изменить во вторичных произведениях. В са́мом деле, сейчас уже невозможно представить, чтобы никто не обратил внимания на алалию Лусина и не предложил ему никакого технического или организационного костыля; некоторые особенности общественной жизни и бытовой культуры ЛКБ, хотя и являлись для своего времени прогрессивным ви́дением будущего, сейчас тоже морально устарели. Сцена с растерянной Ольгой Трондайк, у которой Эли Гамазин перехватывает инициативу, тоже может скорее повредить раскрытию образов как Ольги, так и землян будущего в целом... Возможно, даже поведение землян на Оре сто́ило бы сделать чуть менее заносчивым и бесцеремонным, кроме как в отношении ангелов: в нынешнем виде оно всё-таки карикатурно и может показаться довольно отталкивающим.

С другой стороны, понял, что при бережной передаче визуального богатства ЛКБ на киноэкране фильмы должны получиться невероятно насыщенными различными картинками, до упаковки мифологических мотивов в отдельный образ, требующий тщательной разработки и попадающий в кадр на считанные минуты. Это может быть очень дорого. Можно сравнить со «Звёздными войнами»: составленными из их отрывков видеороликами очень удобно иллюстрировать, скажем, песни, потому что в них можно найти картинку «на любую тему». Но такой изобразительной плотности сложно и трудно достичь. Возможно, разумнее было бы многие образы пустить под нож (очень избирательно, чтобы сохранить смысловую структуру оригинала в оставшемся).

Размышления общего характера, идейная сторона ЛКБ, ход больших войнCollapse )

Не удалось рассортировать — речь о многих вопросахCollapse )

Образ галактов, их планет, соображения о них сверх сказанного вышеCollapse )

Образ зловредов, их планет, соображения о них сверх сказанного вышеCollapse )

Внешность и образ землян и Земли будущего, дополнительные соображенияCollapse )

Звездожители россыпью + мысль о вегажителяхCollapse )

Звёздное небо Персея и не толькоCollapse )

галакты
acantharia
acantharia
как это в книжке, как это малюют, и как это можно малевать.

под катом over 9000 букофф и картинкиCollapse )

?

Log in